Дни памяти: 15 Января, 1 Августа
Житие преподобного Серафима Саровского
О чем молятся Серафиму Саровскому
Молитвы святому Серафиму Саровскому
Акафист преподобному Серафиму Саровскому
Обретение мощей преподобного Серафима Саровского
Чудеса батюшки Серафима
Величание
Видео
О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ПЕРЕД ИКОНОЙ СЕРАФИМА САРОВСКОГО
Обращаться к батюшке Серафиму с молитвами можно практически по любым вопросам, в том числе, связанных со здоровьем. Искренняя молитва к Серафиму Саровскому успокаивает, дает сил и незримо направляет на достижение необходимой цели.
ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО
В 1903 г. 1 августа состоялась канонизация преп. Серафима Саровского. В день рождения святого, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку. Преподобный Серафим был почитаем еще при жизни и стал одним из любимых святых православного русского народа, так же как и преподобный Сергий Радонежский.
После блаженной кончины старца в 1833 году память о нем бережно сохранялась в верующем народе. Восемь лет послушнических трудов и восемь лет храмового служения в сане иеродиакона и иеромонаха, пустынножительство и столпничество, затвор и безмолвие сменяют друг друга и венчаются старчеством. Подвиги, далеко превосходящие естественные человеческие возможности (например, молитва на камне в течение тысячи дней и ночей), гармонично и просто входят в жизнь святого.
Серафим Саровский оставил Церкви еще одно богатство — наставления, частично записанные отчасти им самим, а частично- слышавшими их. В 1903 году напечатана «Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни», состоявшаяся в ноябре 1831 г., за год с небольшим до его преставления. Кроме учения о христианской жизни, в ней есть новое изъяснение многих важных мест Священного Писания.
Торжественное прославление преподобного Серафима Саровского состоялось 19 июля/1 августа 1903 г. В Сарове в тот день собралось не менее трехсот тысяч человек. 16/29 июля 1903 г. в храмах Саровской пустыни были совершены заупокойные Всенощные бдения — Парастасы — о приснопамятном иеромонахе Серафиме. 17/30 июля был совершен грандиозный крестный ход из Дивеевского монастыря в Саровскую пустынь.
В 2 часа ночи раздался торжественный звон, и после краткого молебна крестный ход начал свое шествие. Шли хоругвеносцы из самых разных мест: сергиевопосадские, муромские, клинские, рязанские, тульские, ростовские, суздальские, владимирские, московские, нижегородские, арзамасские. Каждая группа несла ценные, дорогие хоругви с изображением местночтимых святых. Дивеевские сестры несли чудотворную икону Божией Матери «Умиление». За ними следовало многочисленное духовенство. Всю дорогу участники крестного хода исполняли канон Богоматери и священные песнопения. В часовнях, находившихся по пути, были совершены краткие литии.
Навстречу крестному ходу из Дивеева выступил еще один крестный ход — саровский — во главе с епископом Тамбовским Иннокентием. Когда они встретились, преосвященный Иннокентий осенил на четыре стороны народ чудотворной иконой Божией Матери «Умиление» при пении «Пресвятая Богородице, спаси нас». Объединенный крестный ход, образовав величественное шествие, при торжественном колокольном звоне направился в Саровскую пустынь.
Вечером 18/31 июля началось Всенощное бдение — это первая церковная служба, на которой преподобный Серафим стал прославляться в лике святых. При пении литийных стихир из Успенского собора направился крестный ход к церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, где находился гроб преподобного Серафима.
Гроб поставили на носилки, которые взяли Государь Император, Великие князья, митрополит и архиереи.
Шествие направилось к Успенскому собору, возле которого были произнесены литийные ектеньи. Затем гроб установили посередине храма. Всенощная продолжалась. Настало время полиелея. Запели «Хвалите Имя Господне». Все присутствовавшие зажгли свечи. Митрополит, архиереи и все духовенство сделали троекратные земные поклоны. Затем митрополит Антоний открыл гроб, все бывшие в церкви опустились на колени. Наступила минута прославления преподобного Серафима. Торжественно и трогательно, потрясая душу, зазвучало величание «Ублажаем тя преподобне отче Серафиме».
После чтения Евангелия митрополит и архиереи прикладывались к святым мощам.
На следующий день была совершена Божественная литургия. На малом входе с Евангелием святые мощи обнесли вокруг престола и положили в уготованную раку. По окончании Литургии был совершен праздничный крестный ход со святыми мощами вокруг монастырских храмов. Народ живой стеной стоял по пути хода, так что, выйдя из храма, участники торжества попадали воистину в другой храм.
Торжеств, подобных Серафимовым, Россия не помнит. Люди плакали от радости, видя, как Государь, Великие князья несут на своих плечах мощи дивного угодника Божия. По возвращении крестного хода молящиеся преклонили колена и митрополит Антоний прочитал молитву преподобному Серафиму. Служба закончилась, но молебное пение не прекращалось и ночью.
ЧУДЕСА СЕРАФИМА САРОВСКОГО
Главное чудо преподобного батюшки Серафима — это его личная жизнь, полная безоговорочной веры в Бога и никто не знает сколько чудес Господь совершил через этого святого и сколько еще будет совершено в будущем.
Первое чудо произошло, когда Прохору (имя Серафима Саровского во младенчестве) было семь лет. По случайности он упал с большой высоты строящегося храма, но к всеобщему изумлению, он встал на ноги нисколько не вредим, словно опущенный к земле на ангельских крыльях.
В десять лет Прохор очень сильно заболел, но Богоматерь явилась к нему во сне и помогла его исцелению. Всего за его жизнь Божья Матерь двенадцать раз приходила к нему, помогала и спасала от болезней, от злоумышленников.
После вступления в монастырь Прохор тяжело заболел водянкою, весь распух, и большею частью лежал в келье неподвижен. Но после Святого Причастия к нему явилась в свете Пречистыя Богородица с апостолом Петром и Иоанном Богословом и изрекла указывая на болящего: Сей – от рода нашего! (т. е. небесного). Затем коснулась жезлом бедра и вода из него вся вытекла .
Во время встречи с братом, он предсказал, что Алексей умрет вскоре после смерти Прохора. Это предсказание сбылось через 48 лет и старший брат ушел из жизни в 1833 году через несколько месяцев после смерти святого.
Однажды из города Спасска в Саров приехал диакон. На старом месте он ложно обвинил другого священника. В Сарове об этом случае не знали, но когда подошел к Серафиму тот духовным зрением увидел это и с гневом сказал: « Поди, клятвопреступник, и не служи. Диакон после встречи с Серафимом пошел в церковь проводить службу, но когда он по уставу начал читать молитву, то вдруг онемел и вынужден был из церкви уйти домой. Дома речь у него восстановилась, но только он заходил в церковь язык у него снова отнимался. Такое Божие наказание продолжалось три года, пока он открыто не сознался в своем обмане.
Однажды во время литургии с ним произошло чудо, которого удостаивались очень немногие из самых великих святых. О чуде рассказывает сам преподобный: «Во время литургии я вошёл в Царские Врата и произнёс: «И во веки веков», — вдруг меня озарил луч как бы солнечного света. Взглянул на это сияние, увидел я Господа Бога нашего Иисуса Христа, окружённого небесными силами, Ангелами и Архангелами, Херувимами и Серафимами, как бы роем пчелиным на воздухе. Приблизившись в таком виде, до амвона Господь благословил служащих и предстоящих. Я же удостоился особенного от Него благословения». Преподобный Серафим изменился видом и, поражённый божественным ведением, не мог сойти даже с места у Царских Врат. Отец Пахомий, заметив это, с помощью двух иеродиаконов отвёл его в святой алтарь. Но и там Серафим ещё простоял неподвижно около трёх часов в благодатном изумлении. И только его лицо всё время изменялось: то делалось бело, как снег, то разливался по нему румянец.
Особое место среди чудес отца Серафима занимает подчинение ему животных и пресмыкающихся. К его келье по ночам приходили разные звери и приползали змеи, и он выходил к ним и кормил со своего скудного стола. Вот как рассказывает об этом Саровский инок Петр: «Привязанный любовью к отцу Серафиму, пошел я однажды в дальнюю пустынь для того, чтобы услышать его душеспасительные советы. Подходя к ней, я увидел, что отец Серафим сидит на колоде и кормит стоящего перед ним медведя сухариками. Пораженный я остановился в страхе за большим деревом. Тот час же я увидел, что медведь пошел от старца в лес. Преподобный Серафим с радостью увидел меня и просил молчать о медведе до его успения.
О чуде появления «Серафимова» источника сказано в записях Мотовилова. В 1825 году, 25 ноября он, пробиваясь по обычаю сквозь чащи леса поберегу реки Саровки к своей дальней пустыньке, увидал он ниже того самого места, где был Богословский колодезь, и почти близ берега реки Саровки Божью Матерь и позади ее на пригорке двух апостолов, Петра и Иоанна Богослова. И Божья Матерь ударила в землю жезлом так, что вскипел из под земли источник фонтаном светлой воды. А затем Она дала указания об устроении Дивеевской обители. Возвратившись в монастырь, отец Серафим взял инструмент и за две недели сам выкопал колодезь. Оттого он и был прозван «Серафимовым». Много чудес произошло от святой воды из этого источника, и первое из них было через две недели после его открытия. Пришли к колодцу две монахини, одна из них Прасковья Ивановна была больна, все кашляла. Отец Серафим сказал: «Зачем ты кашляешь? — Брось не надо!». «Не могу, батюшка!»- ответила она. Тогда он зачерпнул из источника своей рукавичкою воды и напоил сестру. Болезнь сразу и навсегда исчезла.
Преподобный Серафим обладал особым даром прозорливости. Известно, что он часто давал ответы на письма , не распечатывая их, говоря: «Вот, что скажи от убогого Серафима…». После его смерти в келье найдено было много таких нераспечатанных писем, ответы на которые, однако же, были получены большей часть устно, через доставителей.
Всем приходящим отец Серафим советовал быть в радости. Порой он освещался такой внутренней радостью, что из него изливался необычный яркий свет, ослепляющий окружающих, которые приходили в восторг от этого чуда.
Очевидцы рассказывают, что неоднократно видели, как батюшка во время молитвы поднимался над землей: такой случай рассказала Дивеевская сестра Дарья Трофимовна. Однажды принесли на носилках одну больную, всю сведенную. Батюшка начал читать молитву и велел ей не смотреть на него. Долго она сидела, поникнув головой, Но потом взглянула на него и видит, что он с аршин выше полу, как на воздухе, стоит на коленочках с вздернутыми ручками и молится. Он, видимо, почувствовал это, обернулся и сказал ей: «Ведь я тебе сказал, чтобы ты не смотрела на меня». И велел молчать до смерти его.
Особо непостижима была власть преподобного над жизнью и смертью. У Воротилова Н.Г. Смертельно заболела жена, и он срочно поехал отцу Серафиму в Саров. Батюшка уже ожидал его на крылечке своей кельи. Воротилов торопливо рассказал о своем горе, прося святых молитв о здравии жены. Но, к изумлению и ужасу, он услышал от батюшки, что болящая должна умереть. Тогда Алексей Гурьевич бросился со слезами к ногам старца, умолял его спасти жену.
Отец Серафим здесь же погрузился в умную молитву… Воротилов же остался у ног его… минут через 10 батюшка открыл очи свои и, поднимая Воротилова, с радостью сказал: «Ну, радость моя, Господь дарует супружнице твоей жизнь! Гряди с миром в дом свой». В тот же час поскакал обратно муж и узнал от нее, что она почувствовала облегчение в те именно минуты, когда отец Серафим погрузился в молитву. Скоро она и совсем выздоровела.
«Укоряют — не укоряй. Гонят — терпи. Хулят — хвали. Осуждай сам себя — так Бог не осудит. Покоряй волю свою воле Господней. Никогда не льсти. Познавай в себе добро и зло: блажен человек, который знает это. Люби ближнего твоего — ближний твой плоть твоя. Если по плоти поживешь, то и душу и плоть погубишь. А если по-Божьему, то обоих спасешь»
ВЕЛИЧАНИЕ
Ублажаем тя, преподобне отче Серафиме, и чтим святую
память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.
ВИДЕО